О пантюркизме

Post navigation

О пантюркизме

О пантюркизмеВопрос использования элементов пантюркизма в государственной идеологии достаточно интересен. Начнем с того, что он предполагает наличие горизонтальной интеграции. Но если культурно-образовательные проекты более или менее развиваются (хотя не забудем и историю с КТЛ после конфликта Гюлена с Эрдоганом), то экономическая или политическая интеграция весьма проблемны. 

Все страны, претендующие на некое первенство в тюркском мире, сталкиваются с бюджетными проблемами, не позволяющими «купить» лояльность соседей. Векторы развития во многих случаях разнонаправленны (возьмем уклонение Ашхабада, как и Душанбе, от подписания договора в Чолпон-Ате или планируемое подписание соглашения о ж/д. магистрали между Пекином, Бишкеком и Ташкентом, которое выстраивает «шелковый путь» в обход Казахстана). Претензии на лидерство той или иной страны, особенно без масштабных инвестиций, воспринимаются как игра в «старшего брата», что не приемлют ни элиты, ни население стран Центральной Азии.

Что касается Турции, то в ее понимании и с ее нынешним руководством тюркская интеграция — это по сути неоосманизм, в который готов играть разве что Азербайджан, да и то в разумных пределах (помощь в возврате Карабаха). И если Казахстану нужны Турция и Азербайджан с точки зрения экономики для формирования логистических коридоров, то остальные заинтересованы в выходе к Персидскому заливу и Китаю, а это уже Иран, Афганистан и Пакистан.

В альтернативу турецкой модели был запущен проект «Туркестан — духовная столица», но в нем нет наполнения в смысле «Большой Туркестан» (как регион), а бюджетная эпопея Туркестана (как города) мало интересна соседям и уже вызывает как минимум иронию внутри страны.

С точки зрения таких стратегических партнеров Казахстана как Россия и Китай, пантюркизм — это сильный раздражитель. И поскольку пантюркизм идет рука об руку с панисламизмом, то нужно понимать риски растущей религиозности населения с низким уровнем образования и культуры.

В конце концов, проекты пантюркизма продвигает и Запад, рассматривая его исключительно как инструмент подрыва российского или китайского влияния в Центральной Азии. А к числу «успешных моделей» соответствующей политики можно отвести «Аль-Каеду», «Талибан» и ИГИЛ. Поэтому в искренность «империалистической пропаганды» верится с большим трудом.

Идеологи пантюркизма, судя по всему, имеют общий тип мышления с идеологами государственного национал-популизма, которые исходили (и исходят) из модели, по которой растущая численность казахов актуализирует вопросы не экономического или гуманитарного развития, а в первую очередь вопросы языка, культуры и традиций.

Однобокое понимание национальных интересов привело и продолжает приводить к известным перекосам в контентах, сценариях развития и закономерном возведении в культ духа иждевенчества и ксенофобии.

А уж к чему приведет все остальное…

Данияр Ашимбаев

Источник: https://nomad.su/?a=3-202209090030

Похожие материалы

Ретроспектива дня