Совет представителей: Прошлое, настоящее, будущее…

Post navigation

Совет представителей: Прошлое, настоящее, будущее…

Среди вереницы событий последних недель особого внимания, несомненно, заслуживает возобновление деятельности Совета представителей крымскотатарского народа при Президенте Украины.

 

Совет представителей: Прошлое, настоящее, будущее...На состоявшемся заседании структура легализовалась при непосредственном участии первых лиц автономии. Этой новости, естественно, уделили внимание все ключевые СМИ региона, а в соцсетях развернулась дискуссия, которая разделила пользователей на тех, кто желает Совету эффективной работы, и на тех, кому обидно за Меджлис.

 

Но, несмотря ни на что, структура заработала, она легитимна и имеет поддержку. Условия и обстоятельства, при которых мы живем, не позволяют надеяться, что беды крымских татар в связи с этим возьмут и в одночасье решатся. Но то, что произошло в крымской столице 30 января, дает основание полагать — так, как было раньше, уже не будет.

 

С чего все начиналось

Совет представителей крымскотатарского народа был создан указом президента Л. Кучмы в 1999 году. Документ был подписан в момент, когда на центральной площади Акмесджида (Симферополя) 18 мая со всего Крыма собралось 50-60 тысяч в основном взрослого мужского населения крымских татар. В те времена доверие Меджлису со стороны своего народа еще было очень значимым. Мало какая политическая сила могла тогда бравировать таким ресурсом.

 

И вот чтоб как-то разрядить ситуацию и нейтрализовать активность людей, был создан Совет. При этом настроения царили самые разные. Даже в самом Меджлисе отстаивалась необходимость не покидать площадь, блокировать дороги, железнодорожные пути и пр. Когда же было принято решение прекратить акцию, многие разъезжались с чувством «а дело-то не добили».

 

По большому счету, Леонид Данилович предпринял в тот нелегкий момент верный для президента тактический ход. Во-первых, разрядил ситуацию, во-вторых, сделал полушаг в сторону легализации Меджлиса, который де-факто уже столько лет действовал, а в правовое поле Украины все никак не вступал. Последний пункт был обеспечен тем, что все 33 члена Меджлиса автоматически вошли во вновь созданный Совет.

 

Нужно отдать должное экс-президенту Л. Кучме: свое детище он не бросил на произвол судьбы — регулярно с Советом встречался. Таким образом, был налажен какой-никакой, прямой диалог с первым лицом государства. Л. Кучма устраивал «показательные порки» своим профильным министрам, по необходимости создавал рабочие группы, по итогам каждой встречи издавались поручения главы государства.

 

Но крымскотатарский вопрос комплексно, так сказать, с корней не решался.

 

На закате своего президентства Леонид Данилович не препятствовал принятию в Верховной Раде в двух чтениях законопроекта о восстановлении прав крымских татар. Но, как все хорошо помнят, он его в итоге ветировал. Связано это было, по мнению некоторых аналитиков, с тем, что М. Джемилев и Р. Чубаров пошли на президентских выборах 2004 года в коалиции с национал-демократами.

Оранжевый застой

После такой вымученной победы В. Ющенко, в которую крымские татары вложили немалую лепту, наш народ как-то воспрял духом, ожидая перемен к лучшему. В мае 2005 года в Бахчисарае Виктор Андреевич в свой первый и последний раз собрал Совет представителей в полном составе.

Причем стоит отметить, что в течение определенного времени (с 1999 по 2008 годы) перманентно существовал определенный диссонанс — действовал новый созыв представительного органа крымских татар, а на собрания Совета представителей приезжал «старый» Меджлис.

Так, собственно, и было в 2005 году, когда в Бахчисарае в резиденции крымских ханов Виктор Ющенко просил Совет отказаться от доктрины создания национальной государственности. Как вспоминает очевидец событий главный редактор «ГК» Эльдар Сеитбекиров, тогда М. Джемилев переспросил президента, что тот, наверно, имеет в виду Декларацию о национальном суверенитете крымских татар, которая была принята на Курултае 1991 года. Но президент снова повторил свою ранее озвученную просьбу.

После тех событий у М.Джемилева, конечно, были встречи с В. Ющенко в рамках своей депутатской деятельности или как лидера Меджлиса. Состоялась даже, с позволения сказать, встреча руководителей Совета с президентом. Но полнокровного заседания так после этого и не было. Надо признать, что такое откровенное игнорирование главным должностным лицом страны Совета представителей означало ослабление влияния Меджлиса на политическую ситуацию.

В общей сложности период правления оранжевого президента и его команды ознаменовался ухудшением экономического положения крымских татар. Земельный вопрос крайне обострился. По всему Крыму возникли поляны протестов. Десятки тысяч соотечественников, проходя через моральное и материальное угнетение, боролись за свое право на участок родной земли.

В тот период большинство членов Меджлиса выступило против организации полян протеста. Верхушка представительного органа резко высказывалась против критики власти Украины на международной арене. А также в 2007 г. не была поддержана идея прямого волеизъявления в Курултай.

Новое дыхание

Став президентом страны, Виктор Янукович, в аспекте сотрудничества с крымскими татарами, не мог не обратить внимания на Совет представителей.

 

На дворе стоял 2010 год — время, когда политический авторитет Меджлиса не шел ни в какое сравнение с периодом эпохи Кучмы. Тем более позиции этого органа подрывала коррупция в самой системе. Чиновники, которые продвигались Меджлисом, дискредитировали себя и национальное самоуправление финансовыми махинациями, превышением должностных полномочий и открытым игнорированием интересов народа.

 

Уже можно было констатировать наличие глубокого социального расслоения. Выделился класс буржуа, который так и норовит везде и всюду заказывать только свою музыку.

 

Это все развивалось на фоне неестественно болезненного невосприятия альтернативных точек зрения и предложений иных путей развития национального движения. Естественно, что на утративших былое влияние лидеров и по совместительству людей, которые ведут, очевидно, неконструктивную политику, не может опереться и государство.

 

В конечном итоге В. Янукович подписал новое положение, касающееся Совета представителей, в котором нет даже упоминания Меджлиса. Было принято решение — включить в данную структуру 19 представителей от различных общественно-политических сил крымскотатарского народа. Расклад получился такой — 8 человек от Меджлиса, 10 — независимых от него и 1 — принимающий ситуативные решения.

Конечно, такое положение дел в Меджлисе восприняли как личное оскорбление, заявив, что в подобную структуру должны входить избранные народом люди, то бишь представители системы Курултай-Меджлис. Это был бы железобетонный аргумент, если бы выборы в Курултай не вызывали столько нареканий и сомнений, если бы не было фактов коррупции, если бы десятки тысяч наших соотечественников не оказывались в стороне от процесса выборов делегатов, если бы не было фальсификаций, людей, только вчера пришедших в национальное движение и в кратчайшие сроки умудрившихся занять «народные должности».

 

При этом стоит отметить, что члены Совета никогда не избирались, его состав всегда определял президент.

Да, действительно, с момента принятого В. Януковичем решения и официальным началом работы прошло время. Видимо, это говорит о наличии определенного промеджлисовского лобби внутри президентской команды, которая как могла сдерживала активизацию деятельности Совета представителей.

 

За это время большинство смогло провести свое собрание и избрало руководящий состав. Но это было, по большому счету, «неофициально». То, что структура до последнего времени не работала, самым негативным образом отразилось на положении крымских татар. Ведь руководство народом предполагает не только наличие политической составляющей, но еще и хозяйственной. Нацию нужно обустраивать, экономически укреплять, развивать, а для этого нужно использовать те механизмы, которые может предложить государство.

Процесс пошел

Заседание Совета представителей крымскотатарского народа при Президенте Украины, которое состоялось 30 января, было легитимным и прошло при наличии кворума, который укрепил своим присутствием председатель Бахчисарайской райгосадминистрации Ильми Умеров.

 

Тут же Р. Чубаров заявил СМИ, что, мол, это он попросил своего коллегу по Меджлису присутствовать. Слабо верится первому заму М. Джемилева, учитывая то обстоятельство, что по характеру занимаемой должности И. Умеров — член команды В. Януковича.

 

И давайте вспомним, что в 2010 году, когда его должны были вновь назначить на прежнюю должность, Ильми-бей четко сказал, что готов выполнять любые поручения президента, вот и выполняет.

 

А ведь еще в конце 1990-х, когда заместитель председателя Меджлиса Абдурешит Джеппаров поставил вопрос о несовместимости должностей в Меджлисе с госслужбой, первым, кто высказался против этой мысли, был как раз И. Умеров. Позиционировал он себя тогда как образцовый член Меджлиса и государственный чиновник.

 

Интересно, все на улице Шмидта так сейчас думают?

Что бы там ни было, Совет представителей нашего народа приступил к своим обязанностям. Это неоплачиваемая общественная работа, которая осуществляется на энтузиазме.

 

Будем искренне надеяться, что вновь воссозданной структуре удастся наладить эффективную деятельность, и для этого непременно найдутся силы, ресурсы и политическая воля.

 

Эльвина СЕИТОВА, 

газета «Голос Крыма»
№ 6 (996) от 08.02.2013 г.


Похожие материалы

Ретроспектива дня