Страна в кризисе, власть в тупике

Post navigation

Страна в кризисе, власть в тупике

Из-за неспособности парламента, президента и правительства вести конструктивный диалог осмысленная борьба с экономическим кризисом становится невозможной.

В прошлый четверг в Верховной Раде прошло обсуждение социально-экономической ситуации в Украине, однако сенсации оно не вызвало.

Народные депутаты не отправили нынешнее правительство в отставку, но приняли постановление о негативной оценке действий исполнительной власти в условиях кризиса. Юлия Тимошенко намек поняла: на этой неделе Кабинет министров согласует состав нового правительства. Президентской квоты в нем не будет, ее отдадут членам фракции Блока Владимира Литвина, Коммунистической партии Украины и коалиционной части «Нашей Украины — Народной самообороны» (НУНС).

Всё это напомнило ситуацию июля 2008 года, когда Партия регионов Виктора Януковича, при поддержке президента Виктора Ющенко так же намеревалась отправить правительство Тимошенко в отставку. Регионалы, как и в тот раз, не сумели грамотно раскритиковать премьера и набрать голоса. С начала заседания было ясно, что она останется на своем посту.

Юлия Тимошенко уверенно доложила о проделанной работе по преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса, члены правительства ответили на вопросы народных депутатов. Из доклада премьера парламентарии узнали о росте промышленности в три процента в декабре прошлого года по отношению к ноябрю, выполнении бюджета-2008, наполнении бюджета за январь 2009-го, о предполагаемой в 2009-м позитивной динамике ВВП (+0,4%), а также повышении зарплат на 20%. В свою очередь, оппоненты из Партии регионов говорили о падении экономики в декабре прошлого года на 26% относительно декабря 2007-го, прогнозировали дальнейшее снижение производства и невозможность выполнить обещания о повышении зарплат. Выступили и представители областных советов, которых пригласили на заседание для отчета о ситуации в регионах. Луганчанин Валерий Голенко рассказывал об остановленных заводах и безработных химиках и металлургах. Он заявил, что если Кабмин не займется промышленностью, то весной закончатся оборотные средства предприятий и наступит коллапс. «В регионе, где число безработных перевалило за двадцать тысяч человек, есть заряд социальной ненависти», — закончил свое выступление Голенко. Тимошенко легко парировала все обвинения в том, что деятельность ее правительства вызывает народное возмущение, и назвала пикетирующих во время заседания Верховную Раду автомобилистов «ряжеными». Глава Сумского облсовета Вячеслав Шапошник в подтверждение ее слов объявил, что Кабмин выполнил все свои обязательства по выплате пенсий и зарплат, и призвал не мешать работе исполнительной власти.

Об экономике оппоненты правительства говорили мало. Даже лидер регионалов Виктор Янукович не стал привычно обвинять Кабмин в непрофессионализме в хозяйственных вопросах, а выступил с политической речью. Он призвал народных депутатов добровольно пойти на досрочные выборы, пока народ не вынес всех из стен парламента.

Президент Виктор Ющенко и руководство Национального банка, от которых оппозиция также требовала отчетов, просто не пришли на заседание. Партия регионов, президент и другие оппоненты премьер-министра в парламенте будут выжидать до тех пор, пока неизбежный крах экономической политики правительства, теряющего управление антикризисными процессами, не сможет оспорить даже сама Тимошенко. Другого выхода из затяжного кризиса власти противники нынешнего премьера не видят. По отдельности и президенту, и оппозиции не хватает ресурсов (финансовых, административных, политических), а договориться они не могут.

Эффект бумеранга

«Узурпация власти в Украине очевидна. В парламенте есть формальная коалиция, однако она не правящая, поскольку даже внутри нее недостаточно голосов для проведения правительственных инициатив. Власть сконцентрирована в Кабинете министров, который проводит бюджетную политику (а это главный инструмент управления). Вот и получается, что правящая сила — правительство, внутри которого власть сконцентрирована у его руководства. Как показали разногласия премьера с министром финансов, решения не принимаются коллегиально. Узурпация произошла не только в Кабмине, но и на уровне взаимодействия с парламентом, когда уже два руководителя, спикер и премьер-министр, удерживают власть правительства», — говорит директор Центра социальных исследований Андрей Ермолаев.

Юлия Тимошенко отлично ориентируется в ситуации правового вакуума. Президентские указы о ликвидации одних судов и создании других всего за день, увольнение председателей судов, судей Конституционного суда, коммерциализация Генпрокуратуры, политизация Службы безопасности (СБУ) и Министерства внутренних дел — все эти шаги по дискредитации государственных институтов, с помощью которых чиновники президентского секретариата пытались подчинить административную власть главе парламента, теперь ударили бумерангом по самому Ющенко. С помощью своей недооформленной коалиции Тимошенко начала постепенно получать контроль над необходимыми ей институциями в обход президента и норм законодательства. Ей удалось на время отстранить от исполнения обязанностей несговорчивого главу Нацбанка Владимира Стельмаха (на месяц ушел в отпуск), добившись от парламента отмены постановления четырехлетней давности о его назначении. В отсутствие председателя НБУ к процессу распределения рефинансирования банков допущен первый вице-премьер-министр Александр Турчинов. И уже не имеет значения, насколько правомерным признает это решение парламента Конституционный суд и когда вернется на работу Стельмах, — Ющенко вряд ли рискнет отменить достигнутые договоренности. Тем более что одновременно с постановлением о неудовлетворительной работе Нацбанка в другом своем постановлении Верховная Рада возложила ответственность за ситуацию на финансовом рынке на президента.

Далее фракция БЮТ зарегистрировала законопроект, согласно которому парламент назначает исполняющего обязанности председателя СБУ, если глава государства не вносит кандидатуру, одобренную большинством народных депутатов. В конце января ВР преодолела вето Виктора Ющенко на закон о следственных комиссиях, изучающих деятельность президента на случай импичмента. В антипрезидентских инициативах БЮТ получал поддержку регионалов. Но совместная работа этих политических сил не предполагалась. Длительные переговоры о создании коалиции между Блоком Юлии Тимошенко и Партией регионов в сентябре 2008 года — это не более чем игра, согласованная с президентом. Если бы премьеру не хватило выдержки, пока НУНС затягивала создание коалиции, и она пошла бы на объединение с регионалами, Ющенко получил бы больше оснований для обвинения главы правительства в предательстве демократии. Тогда его политическая сила сбросила бы с себя предвыборные обязательства по созданию коалиции с БЮТ, а заодно и обещание отдать кресло премьера Тимошенко.

После подписания газовых соглашений с Россией сотрудничество с президентом для регионалов стало жизненно необходимым. Непосильная цена на газ и расширение участия дочки российского газового монополиста компании «Газпром сбыт Украина» на внутреннем рынке страны — это удар прежде всего по промышленникам индустриальных областей. Очень скоро, когда у предприятий закончатся оборотные средства и в стране пойдет процесс поглощений, украинский капитал окажется в неравных конкурентных условиях с российским. Самостоятельно с этой ситуацией отечественные бизнесмены не справятся.

Ловушка для президента

Если у премьер-министра есть политический, административный и финансовый ресурс (в условиях кризиса, после вытеснения компании RosUkrEnergo из схем поставок российского газа финансовые возможности и президента, и Партии регионов значительно уменьшились), Виктор Ющенко — единственный, кто может запустить правовой механизм отстранения Тимошенко от власти. В связи с углублением кризиса в экономике он может распустить Верховную Раду, объявить чрезвычайное положение и ввести прямое президентское правление либо на период выведения страны из кризиса, либо до проведения досрочных парламентских выборов. При чрезвычайном положении бессмысленно пытаться оспорить указ главы государства в суде. Основания для роспуска парламента президенту должна была обеспечить Партия регионов, добившись отставки правительства на заседании в четверг. В нынешнем составе Верховной Рады уже исчерпаны все возможные варианты объединений, а значит, досрочные выборы были бы неизбежны.

Но Тимошенко сыграла на опережение. Министр Кабинета министров Петр Крупко 2 февраля сообщил, что Кабмин обратился в парламент с просьбой срочно рассмотреть резолюцию о недоверии правительству. В тот же день на неформальной встрече Виктора Януковича с президентом дату заседания решили перенести на два дня. За это время регионалы должны были собрать недостающие голоса для отставки правительства. Однако они не только не переубедили часть коммунистов, но и потеряли четыре голоса членов своей фракции, у которых личные конфликты с лоббистами интересов RosUkrEnergo Сергеем Левочкиным и Юрием Бойко.

После поражения в Верховной Раде политсовет Партии регионов принял решение о сложении 150 депутатских мандатов, что означает самороспуск парламента. Чтобы не повторилась ситуация 2007 года, когда Верховная Рада продолжала заседать, несмотря на то что БЮТовцы отозвали мандаты и Виктор Ющенко издал указ о роспуске, президенту необходимо задействовать свои полномочия по управлению правоохранительными органами. При введении чрезвычайного положения игнорирование, как в 2007-м, решений главы государства будет означать для парламентариев уголовную ответственность.

Но президент оказался загнанным в угол. С одной стороны, Тимошенко укрепила свои политические позиции не только внутри страны (после того, как председателем фракции НУНС стал представитель ориентированного на премьер-министра бизнес-крыла Николай Мартыненко, Ющенко лишился политической поддержки в парламенте), но и на внешней арене. Главу правительства пригласили в Мюнхен на традиционную февральскую Международную конференцию по вопросам политики безопасности, хотя проблема безопасности — сфера ответственности президента. С другой стороны, Ющенко к роспуску парламента подталкивает Партия регионов, которая, отодвинув от политического процесса главу секретариата Виктора Балогу, лишила его доверенного и привычного окружения.

«Для президента роспуск парламента и прямое правление — игра на грани фола. Он может сохранить власть только силовым способом, что при поддержке населения на уровне двух процентов и нарастающем социальном напряжении из-за кризиса может привести к жесткому гражданскому противостоянию. Но кому тогда нужна такая власть? Даже если удастся реализовать такой сценарий, то очень быстро Ющенко будет снесен с Банковой», — считает политолог Игорь Танчин. Глава государства намерен выжидать, когда Тимошенко исчерпает источники пополнения бюджета для социальных выплат, а кризис в экономике достигнет критической точки. И тогда резкое падение уровня доверия населения к премьер-министру придаст легитимности радикальным шагам президента.

Главное — не опоздать

Как показывают исследования социологического холдинга Research & Branding Group, абсолютное большинство украинцев (около 80% опрошенных) считают, что стране необходима сильная власть. «Правительства многих демократических стран в условиях кризиса используют чрезвычайные меры управления экономикой. Расширение государственного протекционизма, которое мы сейчас наблюдаем в западных странах, — это уже чрезвычайное положение для либеральных экономик. Украина давно должна была ввести чрезвычайный режим для стабилизации экономики, особенно в сфере энергетики, имея проблемы с поставками газа после подписания премьер-министром непрозрачных, со слабо предсказуемыми последствиями для национальных интересов, газовых соглашений», — заявил «Эксперту» первый заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Степан Гавриш.

Однако мы вошли в кризис с настолько разбалансированной и ослабленной государственной властью, что ни одна из ее ветвей не имеет достаточно ресурсов для самостоятельного выстраивания эффективного управления. Вместе с тем совместные антикризисные действия представителей разных ветвей власти также невозможны: конфликты между политиками приобрели системный характер. «Их уже не устраивает вариант «двое против третьего», они воюют по принципу «из троих останется только один», — считает Андрей Ермолаев. К тому же судебная система не работает, а силовые структуры дезорганизованы. «Из-за того что милиция политизирована, возможности спецслужб ограничены. Например, СБУ профинансирована только на пятьдесят два процента. Власть принимает решения, а их никто не исполняет — и это уже норма. Сейчас в стране невозможно установить политическую диктатуру с одним центром принятия решения по типу Комитета национального спасения», — считает Гавриш. Невозможность политической элиты объединиться для выхода из экономического кризиса заставляет ее прибегать к механизмам прямой демократии для решения вопроса о власти. В ситуации растущего социального напряжения политики рассчитывают, что смогут манипулировать общественным негодованием в борьбе друг против друга.

Оппоненты Тимошенко надеются, что уже в марте-апреле, когда промышленный спад достигнет критической точки, ее рейтинг начнет резко снижаться. Но премьер намерена удержаться, доказывая, что именно она — тот лидер, который может управлять страной в кризисные времена. В последующие месяцы глава правительства собирается наполнить бюджет с дефицитом 70 млрд гривен за счет приватизации компании «Укртелеком» и пяти облэнерго. Гасить очаги социального возмущения в течение года Тимошенко легче, удерживая в своих руках управление экономикой. Она может перебрасывать средства с сектора на сектор, когда в той или иной отрасли падение будет критическим. Четвертый квартал станет решающим: именно тогда жизненный уровень людей достигнет предельной точки. Ситуацию усугубит начало отопительного сезона, к которому страна будет полностью неготовой (в отличие от нынешней зимы). Именно к осени 2009-го политики предлагают населению выпустить пар в виде президентской кампании вместе с досрочными выборами в парламент и местные органы власти. Не исключено, что в октябре будет проведен референдум, к примеру, по конституционной реформе и внешнеполитическим вопросам.

Однако политическая элита может переоценить свое влияние на ситуацию и недооценить степень возмущения граждан. Уже сейчас социологи фиксируют, что в стране есть свыше 30% недовольных, которые готовы отстаивать свои права на митингах и забастовках. Более половины украинцев хотят видеть у власти новую политическую силу. «Если в течение трех-четырех месяцев парламент не начнет управлять кризисными процессами или хотя бы не предложит меры по снижению социальных последствий кризиса, то сложно прогнозировать поведение массы безработных, которые к концу года будут уже почти во всех секторах экономики», — считает директор Центра проблем гражданского общества Виталий Кулик.

Ирина ГАСАНОВА

Эксперт-Украина, №5, 9 февраля 2009

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня