Буквально на днях увидела свет книга блестящего журналиста и публициста Тимура Дагджи «Одна судьба на все поколения» (Симферополь: Крымучпедгиз.- 2013.- 260 с.).
Разделив книгу в основном на два направления, на две сюжетные линии, автор сумел весьма тонко и скрупулезно представить биографии двух корифеев крымскотатарской печати и искусства — Исмаила Гаспринского и Хайри Эмир-заде.
По той причине, что оба они являются родственниками Тимура Дагджи, ему удалось в течение многих лет собрать материал, который не был отражен ни в печати, ни в архивных анналах.
Исмаила Гаспринского мир динамично изучает уже четверть века. Первая послевоенная публикация о нем в СССР появилась в 1987 году в журнале «Звезда Востока» (№ 8), автором которой явился известный московский ученый, профессор Л. Климович. Приблизительно в это же время увидели свет две монографии турецких ученых, профессоров Мехмета Сарая и Надира Девлета. Затем буквально «посыпался» град статей и различных исследований в Крыму, Средней Азии, Поволжье, на Кавказе и в Турции. Отдельный сборник статей был издан и в Москве. Появились кандидатские и докторские диссертации на темы, связанные с жизнью и деятельностью И. Гаспринского…
Но ни в одной из этих работ не отражен, в принципе и не мог быть отражен, семейный быт, чувства и переживания, сокровенные, глубоко личные, настроения великого просветителя. То есть область вещей, о которых могли знать только мать, отец, сестра или дочь самого И. Гаспринского.
Даже показывая его отпрысков, никто с точностью не мог сказать, сколько детей было у Гаспринского. Тимур Дагджи поименно перечисляет девять его родных детей: Хатидже, Рефат, Шефика, Велие, Лейля, Даниял, Нияр, Мансур и Айдер.
В начале 1970-х годов в Ташкентском пединституте имени Низами мы с упоением слушали лекции известного ученого-филолога Мемета-оджа Умерова (1904 — 1993). Он родился и вырос в Дерекое, под Ялтой. Мемет-оджа знал многое о первой дерекойской супруге И. Гаспринского — Самур-ханум. Имя Самур могло быть и частью традиционно двойного имени девушки. Но только в книге Т. Дагджи мы узнаем о том, что на самом деле Самур-ханум звали Зерой, а именем Самур ее называл только сам И. Гаспринский. Но позже имя Самур, как имя первой супруги Гаспринского, настолько распространилось среди крымских масс, что было напрочь забыто ее собственное имя — Зера.
До сего времени мы полагали, во всяком случае так говорили многие из последующих поколений просветителя, что Самур-ханум покидала И. Гаспринского трижды. И только в третий раз категорически не захотела возвращаться (и не вернулась!) в дом свекрови. Тимур-ага пишет о том, что размолвка произошла единожды и навсегда.
Дочь Гаспринского от первого брака — Хатидже — является родной сестрой матери Тимура Дагджи — Айше-ханум. Хатидже и после развода родителей постоянно посещала отца и знала многое о происходившем в доме И. Гаспринского. Естественно, затем от Хатидже-ханум многие тонкости семейной жизни И. Гаспринского распространялись среди близкого окружения.
Интригующим в книге является факт о том, что в конце 1907 года Исмаил Гаспринский едет в Египет по приглашению шейха Али Юсуфа — известного общественного деятеля и издателя газеты «Аль-Муэяд»… «Едет не один, а как все европейцы, со своей супругой!» Очень любопытно… Ведь вторая супруга И. Гаспринского Зехре-ханум скончалась в апреле 1903 года!
Такие и еще многие и многие другие детали семейной жизни И. Гаспринского всплывают интересными, «живыми» эпизодами в книге.
Вторая сюжетная линия книги связана с жизнью и деятельностью известного танцовщика, актера театра и кино Хайри Эмир-заде (1893 — 1959).
Лет 30 — 35 назад я много времени потратил на конспектирование крымских арабографичных газет и журналов, таких как «Енъи дюнья», «Яш къуввет», «Окъув ишлери», «Илери» и других, издававшихся в 1920-е годы. Эпизодические данные, связанные с творчеством Хайри Эмир-заде, я тщательно выписывал и много позже все это отразил в книге «Медений эснас» («Поступь культуры», 1997).
Но мог ли тогда я представить себе, что Хайри Эмир-заде детство и юность провел в упорной работе, мечтая стать художником! Учился в Одессе и Санкт-Петербурге, добивался успехов на этой стезе… Этот период жизни и деятельности Х. Эмир-заде в книге Т.Дагджи просто находка для специалистов и исследователей, работающих в области истории крымскотатарской живописи. Ведь даже в защищенной кандидатской диссертации по крымскотатарской живописи конца XlX и начала XXl веков не упоминается его имя.
Одним из персонажей книги Тимура Дагджи является Амет Хайсер (в прессе 1920-х годов иногда упоминается как Хайсер Амет) — телохранитель Председателя Крым-ЦИКа Вели Ибраимова. До издания книги Тимура-ага мы считали (по многим публикациям советской прессы 1920-х годов) Амета Хайсера «белогвардейским офицером», «штабс-капитаном в отрядах Курултая». Теперь выясняется, что Амет Хайсер обыкновенный ялтинский парень, который к тому же имел странные склонности и не всегда был адекватен.
Т. Дагджи описывает эпизод, как Амет Хайсер, затейник драк на свадьбах, в сложном душевном порыве сжег дом Хайри Эмир-заде. А сталинская пропагандистская машина сделала из него не только «белогвардейского офицера», но и «очень опасного шпиона западной разведки». В крымской прессе конца 1920-х годов тиражируются эпизоды о том, как умело был схвачен этот опаснейший преступник, который не успел даже применить свой зловещий револьвер.
В книге Т. Дагджи я заметил некоторые неточности. Например, на стр. 62 говорится об издании И. Гаспринским в 1880 году газет «Тонгъуч» («Первенец») и «Шафакъ» («Заря»). Причем говорится об издании нескольких номеров данных газет. Действительно, в 1881 году И. Гаспринский издал под этими названиями два сборника статей и различной другой интересной информации в виде газет. Но эти «газеты», вернее, сборники различной полезной информации, были по одному номеру, то есть ни одна из них не была в нескольких номерах. Приведу короткую опись с их оригиналов с добавлением сведения и о третьем сборнике, изданном в формате газеты уже в собственной типографии И. Гаспринского:
Гаспринский И. «Тонъгъуч». (Макъалелер джыйыны). [«Первенец». Сборник статей]. Меджмуа. Эсер-и-хаме-и-Исмаил Гаспринский. Таврический Губерниясындан Багъчасарайда къалеме алынмыштыр.- Тифлис: «Зия-и-Кавказия» (Унси-заде) матбаасында таб олунмыштыр.- 1881. (Тираж: 500).
Гаспринский И. «Шафакъ» [«Заря»]. (Макъалелер джыйыны). Меджмуа, № 2. Эсер-и-хаме-и-Исмаил Гаспринский. Таврический Губерниясындан Багъчасарайда къалеме алынмыштыр. Джюз-у-номерасы 2. Биринджи джюзю «Тонъгъуч» иди.- Тифлис: «Зия-и-Кавказия» (Унси-заде) матбаасында таб олунмыштыр.- 1881. (1000 нусха).
Гаспринский И. «Терджиман». Макъалелер. (Бир газет табагъында къырымтатарджа ве русча материаллар топламы.- Багъчасарай: Нешрият-и-Исмаилие.- 1882.
Здесь же во вступительном слове И. Гаспринский говорит следующее: «Значительный успех наших небольших, пробных изданий на татарском языке и внимание, оказанное им мусульманами, обязывают нас отнестись с полной серьезностью к столь полезному делу, вследствие чего, имея основной целью знакомить русских мусульман с Россией, как с их отечеством, так по возможности и с европейской культурой, мы полагаем вдвойне полезным печатать наши труды параллельно по-татарски и по-русски, если силы наши то позволят. Это наш первый опыт, почему просим читателя быть снисходительным к его недостаткам».
Несмотря на единичные, мелкие неточности, книга Тимура Дагджи — это яркий пример того, как воспоминания близких родственников имеют серьезное и важное значение для большей объективности научных изысканий творчества писателей, публицистов и деятелей культуры.
Дай Аллах Тимуру Дагджи доброго здоровья и еще многие лета для написания подобных трудов.
Исмаил КЕРИМ,
профессор КИПУ
Газета «Голос Крыма»
№ 7 (1049) от 14.02.2014 г.
Дополнительные материалы по теме:
Тимур Дагджи презентовал свою новую книгу. Фоторепортаж
Тимур Дагджи презентовал свою новую книгу. ВИДЕО