Восточный Туркестан или Синьцзян?

Post navigation

Восточный Туркестан или Синьцзян?

Прошло уже больше месяца с начала самого крупного восстания уйгуров в Урумчи за последние 60 лет. События в Урумчи показали нам, что не все так идеально в национальной политике нашего соседа Китая.

Есть две версии и две оценки, Китайской стороны и Уйгурской стороны. На стороне Китайских властей есть и некоторые уйгуры, их тоже немало в Урумчи и его окрестностях. Каждый день они дают интервью Китайским СМИ, что они за единство народов и порядок в Китае. На стороне свободолюбивых уйгуров — Западный мир, относительно, конечно. На самом деле, на уровне государства, уйгуров во всем мире поддержала только Турция. Прошли несколько митингов по всем городам Турции, премьер министр Эрдоган высказался жестко в отношении Китая, назвав геноцидом то, что творят там с уйгурами. Самый большой митинг прошел 12 июля 2009 года на площади Чаглаян, которая является самой большой в Европе и вмещает до 2 миллионов человек, откуда и велась прямая трансляция по телеканалам. Было видно, что там находилось более 200000 человек, на трибуне — правящая элита страны, множество НПО.

Исторически, Восточный Туркестан формирует со Средней Азией один этнокультурный регион. Это самый крупный регион в составе КНР по территории, самый богатый на природные ресурсы. Население на 1 января 2009 года составляет 21600000 человек: ханьцев 47%, уйгуров 43%, казахов 8%, остальные — около 2%. Основные этносы Восточного Туркестана это ханьцы и уйгуры, ханьцы практически все живут в городах, уйгуры в основном в селах. Ханьцы начали заселять эти города после «культурной» революции середины 20 века, уйгуры и казахи живут на этих землях веками. Кому выгодны беспорядки в регионе? Выгодно Западу, они хотят влиять на Китай. А влиять они могут только через такие беспорядки. Выгодно уйгурам, если через эти беспорядки они смогут добиться независимости. Но давайте взглянем правде в глаза, современный Китай это не СССР конца 1980-х годов. У Китая три проблемных региона, это Тайвань, Тибет и Восточный Туркестан. А у СССР были все регионы проблемными, все 15 республик. К началу 1990-х годов, все республики хотели суверенитета. Более 92% населения Китая это ханьцы, а русские в СССР, к моменту распада, составляли менее 50%. Главный урок, который Китайцы извлекли из анализа краха Советского Союза, состоял в том, чтобы избегать: догматической идеологии, укрепления элит, бездействия партийных организаций и стагнации экономики.

Демографически Китай выигрывает ситуацию в стране и регионе, экономически все соседи зависят от импорта и экспорта Китая. То есть, по всем параметрам Китай несокрушим, это даже чувствуется в уверенных шагах и оценках Бейджина по событиям в Урумчи. Видно, что они контролируют ситуацию в стране и регионе. Даже такой экономически развитый и военно-оснащенный Тайвань не может до сих пор отделиться от континентального Китая. Причина — никто в мире не хочет иметь проблемы с КНР. Западный мир нелегально помогает Тайваню, но открыто идти против политики Китая и он не может. В силу многих обстоятельств.
Возможно, что это событие выгодно и самим ханьцам в Бейджине, которым нужны жертвы среди ханьцев в Восточном Туркестане, чтобы развязать руки репрессивной машине центра, это ведь хороший повод. Так как среди жертв большинство ханьцы, по крайне мере так говорят СМИ Китая. Чтобы в дальнейшем реализовать в полную силу свои планы по ассимиляции этого региона.

Не выгоден хаос, беспорядки, геноцид и т. д в регионе соседям Китая, а именно Казахстану, ведь основной товарооборот с Китаем проходит через Урумчи. Незаконная миграция в случае массового исхода из Восточного Туркестана пойдет в Казахстан. Не выгодна она и мирному населению в Восточном Туркестане, которое хочет жить в составе Китая.

Ясно одно, что это была не случайная акция. Кто бы не готовил эти акции, они достигли своей цели. Они внесли смуту и недоверие в сердца народа региона, ханьцы и уйгуры стали ненавидеть друг друга еще больше.

Ведь исторически, земли ханьцев это долина вдоль рек Хуанхэ и Янцзы. То есть, земли восточнее Великой Китайской стены, это исторический факт. Жестокое подавление сепаратизма в КНР может быть какое-то время весьма эффективным. Но здесь возникает опасность появления недовольства и обид, которые будут подпитывать стремление к независимости на протяжении жизни многих поколений. Сегодня кажется, что активисты, проводящие кампании в поддержку Восточного Туркестана и Тибета, находятся в одиночестве и полностью побеждены. Именно такова зачастую судьба защитников безвестных и угнетенных народов. Изгнанники из стран Балтии и Средней Азии, поддерживавшие в Советскую эпоху стремление своих стран к свободе, на протяжении десятилетий казались эксцентричными и безопасными чудаками. Они изначально были поборниками проигрышного дела. Но в один прекрасный день эти люди победили.

После этих событии нашему правительству надо принять ряд эффективных мер:

1. Взять под контроль ситуацию с казахами в КНР. Есть факты и новости, что права казахов ущемляются в КНР. С 2005 года, запрещена учеба на родном языке. В таком случае, надо всесторонне помогать этническим казахам в Китае. Всех желающих перевезти в Казахстан, остальным помочь в их правах на достойную жизнь.

2. Контролировать незаконную миграцию из КНР. Есть данные, что уйгуры из Восточного Туркестана после июльских событии в Урумчи переезжают на ПМЖ в Казахстан. Это может изменить этно-демографическую ситуацию в Алматы и его окрестностях.

3. Взять на учет ханьцев в Казахстане, которые перебрались незаконно в Казахстан. Взять под контроль их передвижение по Казахстану. Их можно встретить во всех городах Казахстана, даже были замечены в отдаленных районах, таких как станция Торетам.

4. Контролировать работу Китайских компаний в Казахстане, особенно в недропользовании. Есть факты, что они скрывают налоги, нарушают законы о труде и экологии. Не давая им контрольный пакет акций, можно взять на вооружение опыт Малайзии и Индонезии.


Газиз ТОРТБАЕВ

www.zonakz.net

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня