Нурсултан Назарбаев: Я бы очень хотел, чтобы нашу страну узнавали по людям нашим

Post navigation

Нурсултан Назарбаев: Я бы очень хотел, чтобы нашу страну узнавали по людям нашим

Первому президенту Казахстана исполнилось 70 лет

На пик Абая (кто не знает — это народный поэт, классик казахской литературы) в Заилийском Алатау под Алма-Атой ежегодно устраиваются массовые альпиниады. В 1995 году, объявленном ЮНЕСКО Годом Абая, на эту вершину поднялся и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Тогда же он, по сути, и открыл секрет, в чем состоит «смысл казахстанского чуда», а именно так чаще всего российские политологи и экономисты характеризуют поступательное развитие этого соседнего государства.

— Нам не стоит искать обоснования наших добрых начинаний где-то извне, — поделился президент Назарбаев. — Все находим у Абая… На его завете «Люби, мой брат, все человечество» зиждется не просто философия существования, а основополагающий принцип всечеловеческого единства и братства. Мир Абая — наша путеводная звезда… Каждый, кто печется о благе своего народа, о его могуществе и процветании, пусть почаще читает Абая, пусть вникает в мудрые его советы.

— Чтобы утвердиться на мировой орбите, с чем должен ассоциироваться Казахстан — с нефтью, газом, Байконуром? — спросила как-то у Назарбаева «Комсомолка».

— Я бы очень хотел, — ответил президент, — чтобы нашу страну узнавали по людям нашим — образованным, современным…

Первое, что он сделал в Астане, когда туда переехала столица Казахстана, — начал строить Евразийский университет имени Льва Гумилева. Этот вуз теперь — один из крупнейших центров образования в Центральной Азии. В этом году в преддверии Дня столицы открылся Новый университет Астаны, в котором работают лучшие преподаватели со всего мира. Вуз объединил в себе Центр энергетических исследований, Центр наук о жизни и Междисциплинарный инструментальный центр.

Даже в самые трудные годы Казахстан направлял свою молодежь на учебу в лучшие университеты мира. И сейчас 3 тысячи человек в год выезжают.

На втором месте из «президентских забот» — медицина. Это Назарбаев «насаждает» и «продавливает» (а у него есть это в характере, когда требует дело) создание знаменитого на всю Центральную Азию медцентра «Работа — здоровье». А еще — центр материнства и детства более чем на полтыщи коек, детский реабилитационный центр по болезням суставов, центр диагностики, институты — травматологический, кардиологический…

— Все это — я имею в виду заботу о человеке, — считает Назарбаев, — гораздо важнее, чем нефть, газ и все богатства, которые у нас есть.

«ДЕМОКРАТИЯ — ЭТО КОГДА ЛЮДЕЙ НЕ ЛОМАЮТ»

Уникальность Казахстана еще и в том, что это, пожалуй, единственное государство бывшего СССР, где удалось избежать межнациональных конфликтов, сохранить спокойствие. Ну как вот это они смогли?

Нам кажется, здесь есть несколько важных моментов, которые в других странах СНГ с самого начала посчитали второстепенными.

Первый: еще 20 лет назад Нурсултан Назарбаев заявил (он не устает повторять это и сейчас), что полиэтничность не является недостатком для государства. Все без исключения граждане страны (а здесь говорят: не народы, а народ Казахстана, хотя живут люди 140 наций и народностей, действуют 46 религиозных конфессий) равны независимо от того, какой они национальности, на каком языке разговаривают и какую религию исповедуют. Кстати, это и в Конституции записано.

В разных казахстанских школах ведется преподавание на 18 языках, национальные театры работают на 7 языках, СМИ, в том числе телевидение, радио, — на 8 языках.

Второй момент: казахский язык — государственный, русский язык — официальный, который применяется наравне с государственным. «Чтобы никого не ущемлять, мы все общаемся на русском языке», — говорит Назарбаев.

И третий момент, о котором, пожалуй, мало кто знает. Как-то Назарбаев рассказал «КП»: «После того как Казахстан стал суверенным государством, я не заставлял наших военных еще раз присягать — они однажды уже давали присягу…» Мы тогда еще спросили: «А что, это так важно?» Назарбаев ответил: «Человек не должен себя ломать. Для нас, людей степей, это очень важно».

Сейчас порой слышишь: вот, мол, в Казахстане «маловато демократии». А что, в тех государствах СНГ, где людей ломали — «новыми присягами», реформами и шокотерапией — ее больше, что ли?

РЕЦЕПТ ПРОТИВ КРИЗИСА

Так случилось, что Казахстан первым из стран СНГ столкнулся с мировым финансовым кризисом. Но и первым стал удачно выходить из него. Взяв при этом на вооружение свои, казахстанские рецепты.

Еще в ноябре 2008-го правительство страны утвердило антикризисный план, в котором были определены пять приоритетных отраслей, получивших господдержку: финансовая система, строительный сектор, малый и средний бизнес, агропромышленный комплекс, инновационные, индустриальные и инфраструктурные проекты.

— В конечном счете выигрывает не та страна, которая с наименьшими потерями выйдет из кризиса, — сказал тогда президент Назарбаев, — а та, что раньше начнет модернизацию экономики и ее системную перестройку.

В экономику было направлено свыше 18 млрд. долларов. (А поддержка социальной сферы была не только сохранена, а даже усилена.)

В 2009-м, в момент пика кризиса, рост экономики составил 1,1%, а рост в промышленности — 1,7%. Резервы и активы Национального фонда превысили 50 млрд. долларов.

Антикризисные программы включали в себя не только крупные промышленные центры, а каждый рабочий поселок и даже небольшие села. Все это позволило создать свыше 400 тыс. новых рабочих мест.

— Мы провели хорошую работу, — заметил, подводя черту под кризисом, Нурсултан Назарбаев. — Следуя букве и духу «Стратегии развития Казахстана до 2030 года», мы решили все задачи, намеченные на первое десятилетие XXI века.

ПРО БЕЗЪЯДЕРНУЮ ЗОНУ И ОБСЕ

Нравится кому-то или нет, а силовая составляющая государства — до сих пор весьма весомый аргумент в международных отношениях. Не случайно большинство стран старательно наращивают свои вооруженные силы. Для многих из них ядерное оружие — желанный плод. Государства готовы на многие жертвы, только бы заполучить заветные боеголовки. И уж тем более когда речь идет о молодом, только что образовавшемся государстве, которое только-только определяет свое место в мире.

Тем удивительнее было решение Казахстана, которому в наследство от СССР достался четвертый в мире атомный арсенал, добровольно отказаться от смертоносного оружия. Уже в 1994-м, через четыре года после распада СССР, с территории Казахстана были вывезены последние ядерные боеголовки. А вскоре ядерными державами был подписан Меморандум о гарантиях безопасности Республике Казахстан.

Впечатляют твердость и последовательность, с которыми Нурсултан Назарбаев продвигает на международной арене свои убеждения относительно атомного оружия. И, как нам кажется, именно высокое доверие в мире к лидеру Казахстана, активная международная, реформаторская и миротворческая деятельность Назарбаева стали главным аргументом в пользу того, что в 2010 году Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), в которую входят 56 государств, возглавил именно Казахстан.

И вот буквально на днях его лидер предложил включить в повестку инициируемого Астаной саммита ОБСЕ вопросы толерантности.

— Сегодня пришло время серьезной ревизии деятельности «полевых» миссий ОБСЕ, — считает Назарбаев. — Они делают много полезной работы по разным направлениям — от экологии до гендерной политики. В то же время, полагаю, что акцент на вопросах этнической, религиозной толерантности мог бы стать ключевым в их деятельности… Те изменения в языковой, религиозной, культурной, образовательной политике, которые мы наблюдаем в государствах ОБСЕ, должным образом не осмыслены на коллективном уровне.

* * *

Президентом Казахстана Нурсултан Назарбаев «работает» (а именно так он однажды сам сказал при встрече) более 20 лет, с апреля 1990-го. И если говорить о «философии существования» созданного им государства, то в ее основе — забота о сегодняшнем и завтрашнем дне страны, ее людей. А еще — искренность. В мыслях, чувствах и поступках.

ТРАДИЦИИ

В России его считают своим

В июне 2008-го «Комсомолка» спросила у Нурсултана Назарбаева: почему, на его взгляд, Дмитрий Медведев отправился в Казахстан через две недели после того как вступил в должность президента? Причем это был его первый зарубежный визит в новом качестве…

— Наоборот, вы должны были это воспринять как естественное явление, — сказал лидер Казахстана. — Поскольку на постсоветском пространстве самые близкие государства — это Россия и Казахстан. Я не хочу никого обидеть — это объективная необходимость… При такой нашей общей границе — 7,5 тысячи километров. При такой торговле, когда 25 процентов товарооборота у Казахстана — с Россией. При таких экономических связях, которые приносят нашим странам миллионные выгоды. И то, что мы подписали с Россией договор о вечной дружбе, союзничестве, обращенный в XXI век (это уникальный документ), является абсолютно естественным.

Российские высокопоставленные лица бывают в Казахстане по 10 — 15 раз в году.

Сам Нурсултан Абишевич тоже частый гость в России. Впрочем, назвать его гостем, пусть даже почетным, — это явно недостаточно. Его у нас считают своим. Причем не только в Москве, а и в Питере, других российских регионах — Оренбурге, Омске, Челябинске…

Кстати, когда несколько лет назад в Челябинске решали казусную проблему (многие железные и автомобильные дороги, связывающие Сибирь с остальной Россией западнее Урала, проходят по Казахстану, и россияне должны были пересекать казахскую территорию только по загранпаспорту), Нурсултан Назарбаев лично приехал на Южный Урал. Вместе с Владимиром Путиным (он был тогда президентом) они договорились убрать эти препоны, создать совместные таможенные пункты. Простои грузового транспорта удалось сократить.

Александр ПЕТРОВ

izh.kp.ru

Похожие материалы

Ретроспектива дня