Есть ли перспективы у Северного Кавказа?

Post navigation

Есть ли перспективы у Северного Кавказа?

Центр политических технологий провел в январе-июне 2011 гг. исследование по теме «Современная эволюция политической системы на Северном Кавказе и перспективы модернизационных проектов». Исследование представляло собой политический и социологический анализ современной ситуации в шести республиках Северного Кавказа, проведенный по специально разработанной методике. В большинстве республик при этом были проведены полевые исследования.

Есть ли перспективы у Северного Кавказа? В ходе анализа политической системы в республиках Северного Кавказа рассматривались такие ее составляющие, как автономия регионов от федерального центра, разделение исполнительной и законодательной власти, состояние местного самоуправления, развитие демократических процедур, консолидация властной элиты, структура партийной системы и эффективность власти. Конечной целью исследования было определение перспектив модернизационных процессов, несмотря на широко распространенный скепсис в этом отношении.

Нельзя говорить, что в каком-либо регионе Северного Кавказа существует высокий социальный, культурный и экономический потенциал для модернизации. Налицо различия между регионами по степени развития различных составляющих этого потенциала. Негативно с этой точки зрения можно охарактеризовать ситуацию в Ингушетии, от которой ненамного отличается в лучшую сторону Чечня. Сравнительно благоприятной для модернизации на общем фоне следует признать Северную Осетию. Из «мусульманских» регионов сравнительно более высоким является модернизационный потенциал Кабардино-Балкарии.

Говоря о перспективах политической модернизации, авторы исследования исходили из представления о том, что она предполагает:

1) распространение демократических процедур и рационализацию политического авторитета;

2) дифференциацию политических функций, деконцентрацию политической власти;

3) повышение политической активности социальных групп с развитием многопартийности и проведением конкурентных выборов.

Исследование позволило выявить особенности социальной среды и политического режима на Северном Кавказе, для которых характерны авторитаризм, низкое качество управления и профессиональной подготовки властной элиты, повышенное влияние межэтнических и клановых субэтнических взаимоотношений, существенное значение исламской религии и ее внутренних противоречий. Эти особенности ограничивают формирование более устойчивой и современной политической и партийной системы, снижают вероятность успешной политической модернизации.

 

С другой стороны, было бы неверным рассматривать Северный Кавказ, как уникальный регион, требующий всегда особых подходов или, тем более, не способный к модернизации в принципе. Республики Северного Кавказа нельзя назвать классическим традиционным обществом, по образу и подобию обществ во многих азиатских странах. Политические процессы на Северном Кавказе представляют собой крайние и запущенные формы аналогичных процессов, протекающих в других регионах России. Доминирование элит, жесткое управление политической сферой, манипуляции с партиями, семейственность во власти и бизнесе, снижение общественной активности и деполитизация общества, коррупция, ухудшение качества образования и профессиональной подготовки, все это не является уникальной спецификой Северного Кавказа. По этой причине было бы ошибочным отрицать возможности встраивания Северного Кавказа в общероссийский модернизационный процесс и тем более — поощрять там традиционализм, как иллюзорную основу социальной стабильности.

При всех ограничениях, связанных с воспроизводством на Северной Кавказе элементов традиционного аграрного общества и его реисламизацией, возможности и очаги для модернизации существуют. Главнейший вопрос состоит в том, что только федеральный центр может стать инициатором модернизационных процессов, для чего требуется политическая воля и последовательность в его политике. Пока политика центра слишком часто стимулировала обратные процессы, исходя из задачи обеспечения лояльности местного общества и его элиты, а не переустройства существующих порядков. Особый подход к Северному Кавказу, с нашей точки зрения, — это не политика льгот и заигрывания с местными кланами, а политика особых требований к региональной власти и другим политическим субъектам, зачастую — более высоких, чем в отношении других регионов.

Ростислав ТУРОВСКИЙ

 

Источник: http://www.politcom.ru/12527.html

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня